Запорная арматура в ГБО: поколения, классы и виды
Запорная баллонная арматура – это один из самых важных элементов в газобаллонной системе, поскольку основную безопасность использования системы обеспечивает именно она. Также баллонная арматура обеспечивает наполнение топливом газового баллона и выходом топлива для потребления.
В сфере ГБО арматура разделяется на две группы в зависимости от вида газа, на котором применяется:
- для пропан-бутановой смеси
- и для метана.
Баллонная арматура для пропан-бутана имеет также разделения, которые связаны с развитием элементов, систем и требования по безопасности использования в автомобильной промышленности. Так званой арматурой для LPG называют мультиклапан, который монтируется в горловину баллона.
Мультиклапан – это устройство, которое отвечает за ввод и вывод газового топлива из полости баллона, а также для его хранения, транспортировки и сохранения безопасного давления газа.
Существуют мультиклапаны:
- для внутренних тороидальных баллонов,
- для наружных тороидальных баллонов,
- для цилиндрических баллонов.
Есть различия в зависимости от высоты тороидального баллона или диаметра цилиндрического баллона.
Разделяют мультиклапаны по классам: А и В.
Мультиклапан Класса А соответствует Стандарту (R67-01). Класс А имеет ручной клапан, с помощью которого можно перекрыть подачу топлива. Предохранительный клапан по давлению, который стравливает излишек (при достижении давления больше 25 Бар) газа при нагревании баллона в атмосферу через вентиляционные отверстия. Оборудован механическим скоростным клапаном, в случае обрыва или повреждения расходной топливной магистрали клапан практически полностью перекроет подачу. Есть ограничитель заправки при достижении 80% от полного объема баллона. Обратный клапан, который установлен на подаче топлива позволяет заполнить баллон топливом и при окончании заполнения, перекрывает канал заправки.
На рынке ГБО есть более современные мультиклапаны класса А соответствующий стандарту (R67-00), которые оборудованы электромагнитным клапаном (часто применяют название «Мультиклапан с катушкой»). Данный электромагнитный клапан служит дополнительным обеспечением безопасности в случае поломки или повреждении магистрали, прекращает подачу топлива в расходную магистраль. Оборудованы пожарным клапаном. В случае возгорания составляющая данного клапана расплавляется и поток газа выходит черед отверстие, которое образовалось, тем самым делает невозможным разрыв баллона, поскольку критическое давления не создается.
Мультиклапаны класса В - это более старые версии баллонной арматуры, которые практически сняты с производства крупными производителями газобаллонных систем. Класс В имеет конструкцию с такими элементами: Входной штуцер для подключения наполнительной магистрали с обратным клапаном, для перекрытия канала после заправки. Предохранительный «скоростной» клапан прекращает подачу газа в расходную магистраль в случае обрыва. Ручной клапан «вентиль», которым можно вручную перекрыть вывод газа из баллона.
Отличием от мультиклапанов других видов, является отсутствие предохранительного клапана, с помощью которого происходит сброс избыточного давления в атмосферу. Избыточное давление может образоваться в таких случаях: Заправка баллона больше чем на 80% от полного объема; Высокая температура окружающей среды или пожар. Именно из-за отсутствия данного клапана, мультиклапаны класса В запрещены для установки во многих странах.
Мультиклапаны также разделяют на «Standart» и «Extra». Для автомобилей с небольшой мощностью и небольшим потреблением используют мульткиклапан под расходную магистраль 6 мм (Стандарт), в случае монтажа на мощный автомобиль с большим объёмом двигателя, где требуется большое количество газа, применяют мультиклапан под расходную магистраль 8 мм (Екстра).
Мультиклапан Extra
Мультиклапан Standart
Такие мультиклапаны как правило используют для систем ГБО 1-го, 2-го, 3-го и 4-го поколения, поскольку в последующих поколения может применяться другой вид мультиклапана и баллона с применением топливного насоса.
Производством мультиклапанов занимаются такие мировые производители систем и компонентов ГБО: Tomasetto, BRC, OMVL, Lovato, AC Stag, Romano, Atiker, Torelli, OMB, Landi Renzo, Alex и другие.
Баллонная арматура для Метана отвечает за наполнение, хранение и расход сжатого природного газа (метан). Если сравнивать с баллонной арматурой для пропан-бутана, где практически все составляющие и клапана собраны в одно устройство, то здесь, практически все узлы, это отдельные составляющие. Метановая арматура имеет разделение в зависимости от области применения в системе:
- наполнительная,
- расходная,
- соединительная.
Также можно еще разделить на арматуру, в которой применяются вспомогательные клапаны и элементы, которые повышают безопасность использования системы, работающей на CNG.
Как правило, при переоборудовании транспортных средств, для работы на метане, используют несколько баллонов, если установка происходит на грузовые автомобили или автобусы и один большой баллон при установке на легковой автомобиль. При монтаже нескольких баллонов их соединяют между собой с помощью трубопроводов.
Наполнительное устройство, как правило, вкручивается в горловину баллона или в тройник. С помощью, которого происходит наполнение газом баллона. Наполнительные устройства оборудованы коннектором с резьбой, который, как правило, идёт с заглушкой, вместо заглушки закручивают заправочный адаптер для проведения заправки. Существуют наполнительные устройства с правой резьбой и с левой резьбой, также и адаптеры для заправки бывают с левой резьбой и с правой резьбой соответственно. Стоит отметить, что наполнительное устройство имеет механический вентиль или флажок для перекрытия потока газа и есть наполнительные устройства с обратным клапаном.
Тройник баллонный - это устройство монтируется в горловину баллона, может применяться как при установке одного баллона, так и при установке нескольких баллонов. Существуют тройники нескольких видов:
- Тройник баллонный соединительный, который изготовлен из стали и не имеет никаких дополнительных клапанов;
- Тройник баллонный соединительный с предохранительными клапанами;
1) Тройник баллонный соединительный - это тройник, который монтируется в горловину баллона. В данный тройник можно установить наполнительное устройство, а также можно реализовать при необходимости соединение с другими баллонами с помощью трубки и других монтажных комплектующих.
2) Тройник баллонный соединительный с предохранительными клапанами - это тройник, который монтируется в горловину баллона и изготовлен, как правило, из латунного сплава, оборудован механическим вентилем или флажком, для перекрытия газового потока. Выполняет задачу удержания газа в баллоне и отвечает за наполнение и расходование газа в подкапотное пространство.
Такие тройники могут быть оборудованы:
- Скоростным (предохранительным) клапаном;
- Пожарным клапаном;
- Вентиляционным клапаном;
- Электромагнитным клапаном;
- Ограничительным клапаном;
Как правило, тройники с вентиляцией устанавливают в том случае, когда баллон устанавливается в багажнике или салоне автомобиля, для того, чтобы стравить излишка газа с помощью вентиляционной гофры, закрепленной на такой тройник.
Угольник баллонный – это устройство, которое монтируется в горловину баллона, как правило, изготавливается из стали и не имеет предохранительных клапанов или ручных вентилей. В основном используется при установке нескольких баллонов, для соединения баллона, который установлен последним.
Расходное устройство – это вентиль или тройник с возможностью перекрыть поток газа механическим путём. Может быть оборудован электромагнитным клапаном, который при подаче питания будет открывать проход газа в расходную магистраль, а также после отключения питания будет перекрывать поток газа автоматически и надобности перекрывать в ручную не будет.
Ведущими производителями элементов метановой арматуры, являются компании: Tomasetto, OMB и Emer, которые находятся в Италии.
Для соединения баллонов между собой применяют стальную трубку разных диаметров: 6 мм, 8 мм и 10 мм. В зависимости от транспортного средства и его потребностей подбирают баллонную арматуру и диаметр необходимой трубки.
Стоит отметить, что для работы с метановой арматурой требуется специальная лицензия с допуском до работ с повышенной опасностью и большим давлением. Самостоятельное вмешательство в систему крайне не рекомендуется.