•  »  » Запорная арматура в ГБО: поколения, классы и виды
  • Запорная арматура в ГБО: поколения, классы и виды

    Что такое газовая запорная арматура в ГБО, ее виды и устройство

    Запорная баллонная арматура – это один из самых важных элементов в газобаллонной системе, поскольку основную безопасность использования системы обеспечивает именно она. Также баллонная арматура обеспечивает наполнение топливом газового баллона и выходом топлива для потребления.

    В сфере ГБО арматура разделяется на две группы в зависимости от вида газа, на котором применяется:

    • для пропан-бутановой смеси
    • и для метана.

    Баллонная арматура для пропан-бутана имеет также разделения, которые связаны с развитием элементов, систем и требования по безопасности использования в автомобильной промышленности. Так званой арматурой для LPG называют мультиклапан, который монтируется в горловину баллона.

    мультиклапан

    Мультиклапан – это устройство, которое отвечает за ввод и вывод газового топлива из полости баллона, а также для его хранения, транспортировки и сохранения безопасного давления газа.

    Существуют мультиклапаны:

    Есть различия в зависимости от высоты тороидального баллона или диаметра цилиндрического баллона.

    Разделяют мультиклапаны по классам: А и В.

    Мультиклапан Класса А соответствует Стандарту (R67-01). Класс А имеет ручной клапан, с помощью которого можно перекрыть подачу топлива. Предохранительный клапан по давлению, который стравливает излишек (при достижении давления больше 25 Бар) газа при нагревании баллона в атмосферу через вентиляционные отверстия. Оборудован механическим скоростным клапаном, в случае обрыва или повреждения расходной топливной магистрали клапан практически полностью перекроет подачу. Есть ограничитель заправки при достижении 80% от полного объема баллона. Обратный клапан, который установлен на подаче топлива позволяет заполнить баллон топливом и при окончании заполнения, перекрывает канал заправки.

    Мультиклапан класса А

    На рынке ГБО есть более современные мультиклапаны класса А соответствующий стандарту (R67-00), которые оборудованы электромагнитным клапаном (часто применяют название «Мультиклапан с катушкой»). Данный электромагнитный клапан служит дополнительным обеспечением безопасности в случае поломки или повреждении магистрали, прекращает подачу топлива в расходную магистраль. Оборудованы пожарным клапаном. В случае возгорания составляющая данного клапана расплавляется и поток газа выходит черед отверстие, которое образовалось, тем самым делает невозможным разрыв баллона, поскольку критическое давления не создается.

    Мультиклапаны класса В - это более старые версии баллонной арматуры, которые практически сняты с производства крупными производителями газобаллонных систем. Класс В имеет конструкцию с такими элементами: Входной штуцер для подключения наполнительной магистрали с обратным клапаном, для перекрытия канала после заправки. Предохранительный «скоростной» клапан прекращает подачу газа в расходную магистраль в случае обрыва. Ручной клапан «вентиль», которым можно вручную перекрыть вывод газа из баллона.

    Отличием от мультиклапанов других видов, является отсутствие предохранительного клапана, с помощью которого происходит сброс избыточного давления в атмосферу. Избыточное давление может образоваться в таких случаях: Заправка баллона больше чем на 80% от полного объема; Высокая температура окружающей среды или пожар. Именно из-за отсутствия данного клапана, мультиклапаны класса В запрещены для установки во многих странах.

    Мультиклапаны также разделяют на «Standart» и «Extra». Для автомобилей с небольшой мощностью и небольшим потреблением используют мульткиклапан под расходную магистраль 6 мм (Стандарт), в случае монтажа на мощный автомобиль с большим объёмом двигателя, где требуется большое количество газа, применяют мультиклапан под расходную магистраль 8 мм (Екстра).

    Мультиклапан экстра

    Мультиклапан ExtraМультиклапан стандарт

    Мультиклапан Standart

    Такие мультиклапаны как правило используют для систем ГБО 1-го, 2-го, 3-го и 4-го поколения, поскольку в последующих поколения может применяться другой вид мультиклапана и баллона с применением топливного насоса.

    Производством мультиклапанов занимаются такие мировые производители систем и компонентов ГБО: Tomasetto, BRC, OMVL, Lovato, AC Stag, Romano, Atiker, Torelli, OMB, Landi Renzo, Alex и другие.  

    Баллонная арматура для Метана отвечает за наполнение, хранение и расход сжатого природного газа (метан). Если сравнивать с баллонной арматурой для пропан-бутана, где практически все составляющие и клапана собраны в одно устройство, то здесь, практически все узлы, это отдельные составляющие. Метановая арматура имеет разделение в зависимости от области применения в системе:

    • наполнительная,
    • расходная,
    • соединительная.

    Также можно еще разделить на арматуру, в которой применяются вспомогательные клапаны и элементы, которые повышают безопасность использования системы, работающей на CNG.

    Баллонная арматура метан

    Как правило, при переоборудовании транспортных средств, для работы на метане, используют несколько баллонов, если установка происходит на грузовые автомобили или автобусы и один большой баллон при установке на легковой автомобиль. При монтаже нескольких баллонов их соединяют между собой с помощью трубопроводов.

    Наполнительное устройство, как правило, вкручивается в горловину баллона или в тройник. С помощью, которого происходит наполнение газом баллона. Наполнительные устройства оборудованы коннектором с резьбой, который, как правило, идёт с заглушкой, вместо заглушки закручивают заправочный адаптер для проведения заправки. Существуют наполнительные устройства с правой резьбой и с левой резьбой, также и адаптеры для заправки бывают с левой резьбой и с правой резьбой соответственно. Стоит отметить, что наполнительное устройство имеет механический вентиль или флажок для перекрытия потока газа и есть наполнительные устройства с обратным клапаном.

    Наполнительное устройство метан

    Тройник баллонный - это устройство монтируется в горловину баллона, может применяться как при установке одного баллона, так и при установке нескольких баллонов. Существуют тройники нескольких видов:

    1. Тройник баллонный соединительный, который изготовлен из стали и не имеет никаких дополнительных клапанов;
    2. Тройник баллонный соединительный с предохранительными клапанами;

    1) Тройник баллонный соединительный - это тройник, который монтируется в горловину баллона. В данный тройник можно установить наполнительное устройство, а также можно реализовать при необходимости соединение с другими баллонами с помощью трубки и других монтажных комплектующих.

    2) Тройник баллонный соединительный с предохранительными клапанами - это тройник, который монтируется в горловину баллона и изготовлен, как правило, из латунного сплава, оборудован механическим вентилем или флажком, для перекрытия газового потока. Выполняет задачу удержания газа в баллоне и отвечает за наполнение и расходование газа в подкапотное пространство.

    Тройник баллонный

     Такие тройники могут быть оборудованы:

    • Скоростным (предохранительным) клапаном;
    • Пожарным клапаном;
    • Вентиляционным клапаном;
    • Электромагнитным клапаном;
    • Ограничительным клапаном;

    Как правило, тройники с вентиляцией устанавливают в том случае, когда баллон устанавливается в багажнике или салоне автомобиля, для того, чтобы стравить излишка газа с помощью вентиляционной гофры, закрепленной на такой тройник.

    Угольник баллонный – это устройство, которое монтируется в горловину баллона, как правило, изготавливается из стали и не имеет предохранительных клапанов или ручных вентилей. В основном используется при установке нескольких баллонов, для соединения баллона, который установлен последним.

    Угольник баллонный

    Расходное устройство – это вентиль или тройник с возможностью перекрыть поток газа механическим путём. Может быть оборудован электромагнитным клапаном, который при подаче питания будет открывать проход газа в расходную магистраль, а также после отключения питания будет перекрывать поток газа автоматически и надобности перекрывать в ручную не будет.

    Расходное устройство метан

    Ведущими производителями элементов метановой арматуры, являются компании: Tomasetto, OMB и Emer, которые находятся в Италии.

    Для соединения баллонов между собой применяют стальную трубку разных диаметров: 6 мм, 8 мм и 10 мм. В зависимости от транспортного средства и его потребностей подбирают баллонную арматуру и диаметр необходимой трубки.

    Стоит отметить, что для работы с метановой арматурой требуется специальная лицензия с допуском до работ с повышенной опасностью и большим давлением. Самостоятельное вмешательство в систему крайне не рекомендуется.

    Наверх