Карта газовых заправок Украины
 
Закрыть

Обратный звонок

 » 
 » СПГ в Польше и Европе - исторический момент

СПГ в Польше и Европе - исторический момент

СПГ в Польше и Европе - исторический момент

20 июня 2016 года в Варшаве состоялась конференция «СПГ в Польше и Европе: Новая модель газового рынка». Это событие произошло в исторический момент - тремя днями ранее катарский танкер СПГ доставил первую партию сжиженного метана в недавно открывшийся терминала в Свиноуйсьце.

Эти поставки означают, что впервые в истории страны природный газ, кроме импортируемого из России, будет использоваться домашними хозяйствами и промышленными потребителями. Это является важным шагом на пути к диверсификации энергоснабжения и независимости, как это было подчеркнуто Петром Наимски, представителем правительства Польши по энергетическим вопросам.

Помимо СПГ-терминала, который уже действует, газопровод Baltic Pipe планирует подключить Польшу и Норвегию через Данию. Исследование устойчивости идет полным ходом. Получив решения, ожидаемые к концу 2016 года или началу 2017 года, вместе взятые объекты позволят импортировать 20 миллиардов кубометров голубого топлива в год. Благодаря инвестициям в инфраструктуру (терминал и трубопровод) Польша может стать переходным агентом в поставках природного газа в Южную и Восточную Европу.

Строительство и расширение терминала СПГ и соединение трубопровода с норвежским шельфом являются взаимодополняющими аспектами. Если план будет реализован в жизнь, Польша имеет огромные шансы стать газовым хабом в Европе.

«Когда мы говорим об энергетической безопасности, мы на самом деле говорим о безопасности нашей страны. Если мы видим этот вопрос таким образом, мы ищем пути диверсификации источников поставок», сказал Петр Наимски.

Михал Куртыка, заместитель государственного секретаря в министерстве энергетики, выступил с речью по поводу изменений на мировом рынке СПГ, которые могут произойти, и их влиянии на польский и европейский рынок природного газа. Европейский Союз является крупнейшим потребителем природного газа в мире, со стабильным годовым потреблением 400 миллиардов кубических метров. На данный момент, только около 10 процентов от стоимости природного газа, импортируемого в ЕС, поставляется в виде сжиженного природного газа. Это означает, что 25 крупномасштабных СПГ-терминалов по всему Евросоюзу используются только на 24 процентп от их коллективной мощности.

Переизбыток СПГ в мире, как ожидается, значительно возрастет в ближайшие годы. Предполагается, что мощь экспортной инфраструктуры во всем мире вырастет на 40 процентов, в основном за счет инвестиций в Австралии и США. Производственно-ориентированный рынок СПГ постепенно превращается в клиентоориентированный рынок, который ставит своей целью снижения цен на продукт.

Мачей Возняк и Хенрик Муха, как представители PGNiG, польского национального поставщика природного газа, представили планы в отношении роста и развития компании, в том числе инфраструктуры для заправки транспортных средств. Согласно правилам ЕС, требуется, чтобы АГНКС были расположены через каждые 150 км, а СПГ-станции через каждые 400 км вдоль основных транспортных коридоров. Это означает, что 24 СПГ-станции будут построены и запущены вдоль автомагистралей А1 и А2 к 2025 году.

Планы по торговле СПГ в качестве автомобильного топлива устанавливают 2018 год в качестве даты старта продаж. Как ожидается, в этом году будет продано 2 миллиона кубических метров топлива. Устойчивый рост рынка и инфраструктуры должны обеспечить возможность продавать в розницу до 70 миллионов кубических метров СПГ для одного только автомобильного транспорта к 2025 году. Кроме того, планируется строительство бункеровщика в одном из польских морских портов, и, в конце концов, PGNiG намерена приобрести специализированное судно, из которого СПГ будет передаваться на другие суда.

Павел Якубовский из Gaz System подробно рассказал о планах увеличить пропускную способность импорта природного газа с северного направления. Если они будут воплощены в жизнь, до 20 миллиардов кубических метров метана могут быть получены из этого коридора, в том числе 10 млрд из расширенного СПГ-терминала в Свиноуйсьце и еще 10 млрд из трубопровода Baltic Pipe. В качестве альтернативы, СПГ-терминал (также увеличивший свою текущую мощность) может быть увеличен за счет  "плавающего" СПГ-терминала (FSRU) в Гданьском заливе. В любом случае, потенциал польского импорта должен достичь 20 миллиардов кубических метров, что составляет на 5 миллиардов кубических метров больше внутреннего потребления Польши. Избыток предложения может быть передан вглубь континента.

Помимо регазификации, СПГ-терминал в Свиноуйсьце позволяет передавать до 95 тысяч кубометров СПГ ежегодно на автоцистерны. По мере того, как терминал развивается и расширяется, нововведения облегчают загрузку СПГ на железнодорожные цистерны и небольшие суда.

Вторая сессия конференции вращалась вокруг международных рынков (европейские и глобальные). Представитель Statoil, Педер Бьорланд, подчеркнул важность СПГ в стратегии компании. На самом деле, это Statoil поставит вторую партию коммерческого СПГ на терминал в Свиноуйсьце. Г-н Бьорланд продолжает демонстрировать потенциал Statoil в добыче природного газа, который лишь частично используется в данный момент. По словам спикера, компания будет продолжать успешно добывать природный газ в течение ближайших десятилетий.

Ветеран индустрии СПГ Фред Хатчинсон, управляющий директор LNG Allies из США, подробно осветил революцию природного газа, происходившую по ту сторону Атлантики, когда началась добыча газовых ресурсов из сланцев. По словам Хатчинсона, ресурсы сланцевого газа будут эффективными в течение многих лет, что позволяет США сохранять свой текущий статус СПГ-импортера и крупного игрока на мировом рынке СПГ.

Ауримас Мартисаукас, представитель терминала СПГ в Клайпеде, Литва, представил планы своей компании (терминал является плавающим) и их влияние на стоимость природного газа, поставляемого в страну. Из всех стран ЕС Литва  платит самую высокую цену за природный газ. Благодаря терминалу цены значительно снизились.

На конференции состоялось еще одно мероприятие, проводимое Adventure Consulting, направленное на представление ключевых вопросов, касающихся рынка СПГ в Польше в более широком контексте глобальной топливной ситуации. Очевидно, что польский рынок сделал квантовый скачок с запуском терминала в Свиноуйсьце, развитие которого, наряду с планируемым строительством газопровода Baltic Pipe, позволит стране стать полностью независимой от России с точки зрения поставок природного газа. Это означает, что Польша будет иметь более сильную позицию на переговорах с «Газпромом», что, как можно надеяться, приведет к снижению цены на голубое топливо, поставляемое с восточной границы.

Наверх